Несмотря на наличие независимых оценочных компаний и принятия ряда законов, система оценки недвижимости, бизнеса, активов и прочих объектов в России остается еще на начальном уровне. Причиной этому может являться отсутствие ответственности у ряда предпринимателей, неверный подход к заключению ряда сделок, а также непонимания необходимости проведения оценки с выдачей соответствующего заключения.
Как возникла система оценки объектов в России?
Оценочная деятельность, а точнее – ее первые ростки, появились в России в середине 18 века в связи с изменением общественно-экономического строя. Все началось именно с недвижимости: после введения налогов каждый обязан был зарегистрироваться объекты собственности в соответствующем регистре. Дальнейшее развитие связано с отменой крепостного права, после которого была изменена налоговая база для владельцев недвижимости, выполнение которой контролировалось кадастровыми службами.
В 19 веке началось прогрессивное обследование недвижимого имущества в разных губерниях для сбора статистических сведений, но оно проводилось специально только в Черниговской, Херсонской и Нижегородской губерниях. Именно так появился первый «анализ рынка», данные которого после использовались для сравнительных отчетов и статистики.
Настоящая оценка собственности началась в Российской Империи в 1871 году, а в 1893 году правительство приняло закон о переоценке в губерниях всех видов недвижимого имущества. Уже через год был принят знаменитый «Указ об оценке земли», который дал кадастровым службам и самим владельцам определенную конкретику.
Первые результаты введения оценки
Несмотря на усилия государственных оценочных комиссий, данная политика по ряду причин так и не увенчалась каким-либо успехом. Децентрализация земского кадастра привела к тому, что оценку нельзя было провести даже в пределах одной губернии. Поэтому в 1899 году закон был полностью переписан, а уже в 1913 году активно использовались различные методологические подходы, которые подбирались в зависимости от объекта.
В начале 20 века Россия культивировала идеи других стран, где уже оценивалось не только недвижимое имущество, но и другие активы. Поэтому она была одной из ведущих стран в области методологии и организации оценочного процесса. В то же время нельзя сказать, что оценка недвижимости, как система, действующая в интересах государства, была совершенной. Особенно это касалось организации правильного налогообложения.
Остановка системы и ее перезапуск
Русско-японская война, крестьянские бунты, революционные события привели к тому, что система оценки практически потеряла свою силу. Политические и общественные движения застопорили проработку дел. Методология остановилась в развитии, как и само действие закона, что было вызвано отсутствием централизованных понятий для оценки, неправильно подобранной структурой, конфликтами между оценщиками и собственниками. Но, главной причиной являлось отсутствие специального государственного органа, который запустил бы всю систему, и контролировал ее выполнение.
Возврат к прошлой силе и активное развитие началось только в 70-х годах 20 века, когда за основу оценочной деятельности были взяты проблемы других стран, где система уже стала неотъемлемой частью социальной, экономической, налоговой сферы. В настоящее время нормативное регулирование оценочной деятельности осуществляется посредством нормативно-правовых актов. Несмотря на то, что все равно остаются некоторые проблемы, государственное регулирование позволяет удержать систему и продолжать ее развитие, модернизацию.
Основные принципы оценки в России в 21 веке
- Кардинальное повышение эффективности образовательного процесса специалистов за счет использования интернет-информационно-коммуникационных средств.
- Соблюдение правил честности, прозрачности, точности во время проведения оценки.
- Использование только принятых, эффективных методик.
- Точный анализ рынка с учетом его текущих особенностей.
- Повышение квалификации экспертов без отрыва от их основной работы;
- Приверженность современным международным научно-методическим знаниям.
Большое внимание следует уделить вопросам теоретической и практической подготовки специалистов. Чем ниже профессионализм эксперта, тем больше риск того, что он допустит ошибку. А ущерб, который оценщик наносит своим клиентам и государству, может исчисляться огромными суммами.
Направления развития оценочной деятельности
В первую очередь, необходимо усовершенствовать правовую базу в области оценки недвижимости, бизнеса, инвестиций и прочих объектов с внедрением новых способов регулирования. А дальше следует двигаться в следующих направлениях:
Положительный имидж оценщиков
Работа эксперта – это обработка большого количества информации, и она немыслима без знания современных информационных технологий. В глазах общественности оценщик должен быть представлен высокопрофессиональным специалистом, вложившим много сил и времени в свое обучение. Работа по оценке требует использования знаний из многих смежных научных дисциплин и практик. При этом качественная и профессиональная услуга не может быть дешевой или почти бесплатной.
Оценка как часть рыночной экономики
Важно донести до населения тот факт, что обращение к эксперту за квалифицированной консультацией по разным видам сделок с недвижимостью является неотъемлемой частью движения рынка и заключения сделок. При этом необходимо сделать основной акцент на том, что каждый человек имеет право воспользоваться услугами независимых оценщиков, который действует исключительно в интересах клиента.
Гарантия защиты
Государство должно защищать население от компаний, которые предоставляют недобросовестные услуги, либо же не имеющих должной квалификации (опыта работы в данной сфере). Под этой призмой необходимо рассматривать выдачу лицензий на оказание услуг, другие виды регулирования, контроля и сертификации.
Оценочно-правовая компания «Независимость» предлагает услуги оценки объектов с соблюдением всех современных принципов, требований и законов РФ. У нас работают только квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Перед подписанием договора предоставляется консультация с определением стоимости оценки.